Поиск
Наши контакты:
461430 Оренбургская областьСакмарский район п. Красный Коммунар ул. Луначарского, 55
Глава МО тел: 8(35331) 27200
Зам. главы тел: 8(35331) 27201
Специалисты тел: 8(35331) 27237
Работники ВУС тел: 8(35331) 27290
Бухгалтерия: 8(35331) 27107
Факс8(35331) 27107
Историческая справка
История поселка составлена по рассказам старейших жителей поселка
Чеботаревой Евдокии Тимофеевны,
Слонь Аграфены Ефимовны, Пастуховой Анны Дмитриевны,
Войковой Анны Петровны,
Батрашовой Екатерины Семеновны, Егоровой Ольги Юрьевны, статей в газете "Сакмарские вести", а также на основе архивных данных.
На протяжении 25 киллометров район пересекала Оренбургская железная дорога с разъездом Сакмара. Ее строительство велось в 1911-1913 г. В поселке сохранилось здание первого вокзала, на стенах которого сохранились цифры – 1913. Чуть поодаль располагались казармы для рабочих, обслуживающих дорогу. К сожалению, они не сохранились. Это и были первые поселения на месте нашего поселка.
Вот что вспоминает И.А. Васюков – житель села Дворики:.
« В 1912 году приступили к строительству железной дороги. Техники не было, насыпь делали вручную, возили на тачках. Трудно приходилось строителям. В Двориках стояло на постое 300 рабочих. Одновременно с Гребенской горы возили камень для постройки мостов. Возили вплоть до с. Чебеньки и даже дальше. Сразу же с полотном начали строить вокзал. Около него не было никакого жилья. Потом построили 2 казармы – одну рядом, другую дальше метров на 500. Где по полю шли дороги, там строили переезды и около них – казармы для охранников и обязательно колодец».
Упоминания о разъезде мы нашли в рапорте командира 2-го Оренбургского казачьего корпуса Отдельной Оренбургской белой армии о действиях корпуса в период с 9 по 19 апреля 1919 г. От 25 апреля 1919г. Рапорт был составлен накануне знаменитого Салмышского боя.
«В период с 9 по 19 апреля 2-й Оренбургский казачий корпус, преследуя отступающего противника, после ряда боев и мелких стычек пошел к Оренбургу…….Я отдал приказ по корпусу – взять Оренбург к светлой заутрене(к 23 часам 50 минутам) 19 апреля….Все говорило за то, что красные сдадутся без боя. Но….19 апреля встретили упорное сопротивление со стороны красных, которые заняли хутор Белова, разъезд Сакмарский с впереди лежащей каменной будкой…Главная причина неудачи - наличие у противника бронепоезда.…Тогда я решил взять хутор Белова и разъезд Сакмарский ночной атакой. Как раз около 19 часов к разъезду подтянулся 42 стрелковый полк. Ночная атака, по моим расчетам, должна закончиться полным успехом: разъезд Сакмарский и хутор Белова занимались батальоном пехоты и 1 орудием, броневик не мог причинить ночью большого вреда…..
Но произошло событие, благодаря которому дальнейшее продвижение, не только на разъезд, но и вообще к Оренбургу захлебнулось.
Противник при приближении наших цепей проявил поразительную выдержку и самообладание. Он залег и не открывал огня, даже когда дозоры 23 полка въехали в его цепи.
Как только присутствие красных было обнаружено, в рядах 42 стрелкового полка раздались крики: «Товарищи!Бросайте оружие! Сдавайтесь!»……В результате почти целиком 6-я и 8-я роты перешли к красным…..
К утру 20 апреля к разъезду № 2 подошла вторая батарея….
В 4 часа 21 апреля было предпринято совместное наступление на хутор Белов и разъезд Сакмарский….Атака хорошо была подготовлена огнем двух орудий…..Когда наши стрелковые полки стали подходить к окопам противника,красные выкинули белый флаг, и, бросившись к нашим стрелкам, стали кричать: «Товарищи,зачем вы проливаете братскую кровь?» В ответ на такой призыв к красным перебежали 6-я и 8-я роты Хвалынского полка и часть 5-ой роты 42 стрелкового полка.»
Генерального штаба
Генерал-майор Акулинин.
(ЦГАОР,ф.1425,оп.1,д.15,лл.269-275, Подлинник.)
Судя по этому рапорту, гражданская война не обошла стороной и наши края.
Из воспоминаний И.А.Васюкова :
« Когда шли бои между белыми и красными, то осколки снарядов напополам с камнями летели даже во дворы. Чтобы избежать беды вся семья переехала на станцию Чебеньки. Все хозяйство осталось в Двориках. Ездили только кормить и поить. Через 4 дня вернулись домой. Не доезжая до станции, услышали снова залпы, но это уже был салют победы красных. При отступлении белогвардейцев на пути остался эшелон с оружием. Потом снова белые стали наступать на Оренбург. Воинские части ушли в степь занимать позиции. В Двориках остались большевики. Из Оренбурга приехали рабочие. Состав выгрузился и бойцы тоже пошли на позиции. За железной дорогой на расстоянии примерно 1 км был сильный бой. Была слышна орудийная пальба. Утром было много тел. Стали привозить убитых и раненых. Раненых на подводах отправляли в Оренбург. Убитых было 59 человек. Днем приехал паровоз, убитых красноармейцев погрузили в вагон и увезли, а белогвардейцев похоронили в степи(31 человек).
Фронт стоял между Дмитриевкой и Беловкой. В Дмитриевке были белые, а в Беловке красные.
Нас, ребятишек, направляли в Беловку, а оттуда в 3-ю Туркестанскую батарею. На наши подводы загружали ящики со снарядами. Проживем там 2 недели, а на субботу отпускали домой. Помоемся в бане, отдохнем, а в понедельник опять в батарею.».
Основное заселение земель происходило примерно с 1926 г. Строились, в основном, переселенцы из села Сакмара, которое к тому времени очень разрослось и не хватало места для новых построек. Застройка велась строго на отведенных местах, которые выделяла администрация села Сакмара. Получились три хутора, которые все называли Суслиными, потому что было много сусликов.
По улице Краснокоммунарской 25 стоял дом, построенный в 1927 г предками Войковой Анны Петровны. Дом был перевезен из Сакмары и возведен на этом месте. Рядом строился новый деревянный дом, который в дальнейшем родители Анны Петровны выкупили за 2 мешка картошки. Этот дом стоит и сейчас по ул.Краснокоммунарской,21, но уже с изменениями . Его все звали «круглый дом», так как он был очень маленьким.
В момент завершения коллективизации к 1930-31 гг. практически в каждом селе и хуторе был организован колхоз. Это было оправдано в первые годы их существования, так как малый опыт руководства коллективного труда в сельском хозяйстве, всевозможные нововведения и эксперименты не позволили бы управляться с крупным хозяйством, объединяющим людей разных сел.
Названия колхозов были навеяны восторженным патриотизмом, новизной в укладе жизни, принципами партийного руководства и навязанной повсюду любовью к вождю. «Безбожник» - такое название носил колхоз в селе Петропавловка Никольского сельсовета; «Красный Коммунар» - в нашем поселке. По названию колхоза назвали и сам поселок. Правление колхоза и школа находились под одной крышей и распологались вдоль дороги на райцентр Сакмара (сейчас ул.Краснокоммунарская). Чуть далее располагались также под одной крышей пекарня и кузница. А дальше шли коровники, овчарни, свинарники(где сейчас детский сад). Первым председателем колхоза был Сазонов Григорий Иванович. Потом вплоть до объединения председательствовал Комлев Петр Васильевич.
Состав колхозов не менялся до 1948 г. Первые крупные преобразования были проведены в 1948-1951 гг. Целью их было создание укрупненных хозяйств, одновременно произошло и их переименование. В период с 1957-1962 гг. преобразования были завершены. Колхоз в нашем поселке был объединен с колхозом в селе Дворики, а потом объединен в колхоз имени Ленина в селе Беловка. Там же находился и сельский совет.
Очень долго в поселке не было магазинов. По железной дороге ходила вагон – лавка, в которой продавали необходимые продукты питания и хлеб.
Позже был открыт магазин (ул. Железнодорожная, не сохранился) и магазин от РАЙПО, который до сих пор называют «деревянный». В нем, помимо продуктов, была цистерна с керосином, который покупало население для примусов и ламп. Тогда очень часто в домах отключали электричество. Готовили зимой на печке, а летом на примусе или керогазе. Продавали керосин один раз в неделю и за ним выстраивались большие очереди.
За элеватором, около старого железнодорожного вокзала была перевалочная база (в простонародии перевалка). Руководила им Шпенькова Анна Николаевна. Принимали макулатуру, вторсырье, лес- все, что надо было для восстановления хозяйств, и распределяли по селам. Закупали у населения овощи и фрукты, там же солили капусту, огурцы и продавали населению. Принимали от населения сел Дворики, Гребени молоко и отправляли в село Сакмару, где с 1947 г работал молокоприемный пункт. Работали на приеме молока Шарыгина П.М., и Бородина Е.ф., отправляли в Сакмару, а после переработки на молокозаводе через паромную переправу снова на станцию для отправки в город Оренбург.
Постоянного моста через реку Сакмару не было. В период весеннего паводка первый слой досок разбирали, машины уже проехать не могли, только пешеходы на свой страх и риск. Когда начинался ледоход – весь черновой настил из досок сносило. Попасть в район в это время можно было только через г. Оренбург. Оттуда ходил раз в четыре часа рейсовый автобус. Пока шел лед – ходила моторная лодка. В нее помещалось 6-8 человек. Она и перевозила пассажиров на другой берег. Когда разлив немного спадал, пускали паром. Натягивали трос от одного берега до другого в районе кладбища с. Сакмара и паром ходил один раз в час. И уже после вхождения реки в русло снова настилали деревянный мост.
Образование
Первая Краснокоммунарская школа состояла из двух классных комнат и небольшой учительской. В одном классе занимались 1 и 3 классы, а во втором – 2 и 4 классы. Первой учительницей была Анна Архиповна (фамилия неизвестна).
Вот что вспоминает Лидия Леонтьевна Борисова :
«Весной 1936 года мы с семьей ( мама, папа, брат и я ) приехали на станцию Сакмарская. Мне было 11 лет. Вышли из вагона, а кругом голая степь. Перед нами небольшой вокзал, около двери висел колокол и фонарь «летучая мышь». Рядом с вокзалом был элеватор. За элеватором – контора, три дома и три землянки. Около конторы стоял дом, в нем был магазин и клуб. Через некоторое время мы с отцом пошли искать школу. Там был всего один 1 класс. В 1937 году мы переехали в Сакмару и я пошла во 2 класс.
Ровно через 20 лет я сюда снова вернулась. Моего мужа Борисова Ивана Георгиевича назначили директором несуществующей школы, а меня учителем. И мы начали строить. Приехали на станцию в августе, а в сентябре нужно было начинать занятия. И школу построили ровно за месяц. 10 сентября уже были занятия. Света не было, отопления тоже. Первой пионервожатой была Бажанова Вера Александровна».
Поселок рос и школа уже не вмещала всех учеников, поэтому в 1957 году жители поселка и родители учеников разобрали ее и построили новую семилетнюю школу, давшую название улице, которую она начинала.(ул.Школьная). Руководил строительством Борисов Иван Георгиевич, ставший в последствии директором школы. В каждом классе и учительской были сооружены печи, которые зимой топили технички. Они же давали звонок на урок и переменку. Но со временем и эта школа стала мала, с помощью родителей ее удлинили – сделали еще пристройку. Появились еще два класса и кабинет директора.
Краснокоммунарская восьмилетняя школа просуществовала до 1984 года. В этом году открыла двери новая трехэтажная школа.
Первый детский садик открылся примерно в 1959 – 1960 гг.
В 1970 г заведовала садом Батрашова Нина Ивановна. Было 2 группы: с 2 месяцев до 3 лет; с 3 лет до 7, примерно по 25 человек в группе. Закрыли этот садик примерно в 1987-88 гг.
Детский сад СМП-510 треста «Оренбург» начал функционировать с 1978 года. Заведующей была назначена Цибулько Надежда Владими-ровна. Садик был рассчитан на 50 мест, на 2 группы – раннего возраста -1, дошкольного – 1. В связи с переполнением сада и большой очередью в 1980 году к зданию была сделана пристройка еще на 1 группу в 25 мест. В 1984 году детский сад был передан в ведение СМП_639 треста «Оренбургтрансстрой». Где-то в 1987-88 гг. была пристроена еще одна группа на 25 мест. Но и это не решило проблемы с устройством детей.
С 1 сентября 1986 года на должность заведующей была назначена Гурова Надежда Ивановна. Она рассказывает, что на эти годы пришелся самый пик рождаемости детей. В каждой группе детишек было до 38 человек. Руководство СМП-639 сначало в лице Ишанова Рашида Юсуповича, а затем в лице Валеева Рашида Якубовича очень ответственно отнеслись к просьбам и заявкам руководства детского сада. В детском саду был открыт физиотерапевтический кабинет, завезено оборудование. Медработник Приходкова Надежда Петровна прошла необходимое обучение. Открыли мини спортивный зал в детском саду, изостудию для малышей.
В августе 1995 года детский сад СМП-639 был закрыт, а здание отдано под жилье. Коллектив был расформирован. Часть педагогов перешла в новый детский сад №177 «Стрела» ЮУЖД. Н.И.Гурова была принята переводом на должность заведующей.
В 1995 году детский сад «Стрела» был парализован положением того времени Здание рассчитано на 12 групп(280 мест) пустовало, работало только 4 группы. До 2001 года группы то открывались, то закрывались. С 1 января 2002 года детский сад был передан с баланса Южно-Уральской железной дороги в муниципальную собственность. Со стабилизацией обстановки в стране детский сад стал расширяться, ремонтироваться. В 2011 году открыты 2 группы. Сейчас садик работает в полном режиме.
Основной застрой домами частного сектора (ул. Школьная, Элева-
торная, Луначарского) пришелся на 1960-ые годы.
Многоэтажные дома появились позже: 1-ый дом в эксплуатацию
сдали в 1980 году, второй в 1981, третий - 1982, четвертый – 1984г., пятый – 1985г., шестой – 1987г, седьмой в 1989 г., восьмой – 1993г., девятый – 1994г., десятый в 1995г. Эти многоэтажный дома принадлежали Южно-Уральской железной дороге. Домоуправление было в г. Оренбурге в НГЧ-8.
Промышленность
Установить точно открытие отделения железной дороги не представляется возможным. По воспоминаниям Эпишко Евгения Федоровича, работавшего в те годы дежурным по станции, в 1924 году поезда ходили от Оренбурга до станции Чебеньки. Ночь стояли в Чебеньках, а утром отправляли в Оренбург. Поезда так ходили потому, что ночью железная дорога не работала. Работали с 6 утора до 18.00. Освещение было керосиновое. Билеты продавались в специальных вагонах. К поезду была прикреплена вагон-лавка. Ходили малые паровозы. Состав был не более 20 вагонов, весом 1500 тонн.
Станцию в эти годы обслуживали: начальник станции, 1 стрелочник, уборщица, водолив. Паровозы обслуживали: паровозные, тормозильщик и смазчик.
Зарплату получали 1 раз в месяц. Велось строительство путей.
По воспоминаниям Насыровой Р.М. она пришла работать на железную дорогу в 1956г. стрелочником на 25 км.
На станции начальником был Чечуй (инициалы не известны). Потом Роза Мингалеевна стала работать начальником поста 25км. п. Известковый.
Работать на железнодорожной станции Сакмарская начала с 1963 г.
Начальником был Вороньжев Николай Александрович и относилась она к Оренбургскому отделению железной дороги. На станции было 4 полотна – 2 – подъездные пути и 2 проходящих. Один путь был проложен на элеватор для отгрузки зерна. Обслуживали пути примерно 25 человек.
В 1983 году было закончено строительство железнодорожной линии, соединяющей г.Оренбург с г.Уфа ( Башкирия). На 296 км дороги забили «золотой костыль».
Практически на пустом месте в 1981 г. была образована дистанция пути – ПЧ-26. Дистанция обслуживает участок железной дороги от 14 километра по 136 включительно. Весь штат ИТР и бухгалтерии ютился в крошечном кирпичном сооружении (в здании бывшего вокзала), называемом «конторой». Большие неудобства испытывали и многие работники, снимая для жилья квартиры в частном секторе, начиная от станции Сакмарской до г.Оренбурга. С 1984 г. ПЧ-26 возглавлял Владимир Иванович Сенной, почетный железнодорожник.
В феврале 1977 года в поселок прибыл строительно-монтажный поезд СМП-510 из г. Павлодара (Казахстан). Руководил поездом Симанчук Петр Алексеевич. Строители жили в вагончиках на станции Оренбург, а на работу приезжали в поселок. Вели работы по увеличению и расширению площади железнодорожных путей, параллельно собрали щитовые дома для жилья.
И в 1978 году на пустыре за поселком появилось поселение СМП – 510 и рабочие переселились в эти дома. Воды пока в поселке не было, ее возили с элеватора.
СМП-639 в 2003 году было реорганизовано в ООО «Промжелдорстрой» под руководством Р.Я.Валиева и ООО «Зодчий»
под руководством С.А.Шарыгина.
В настоящее время производственная база достаточно обширна, на ее территории имеются 2 цеха – керамзитоблочный и столярный, а также полигон для заливки железобетонных изделий (колец, фундаментных блоков, перегородок, решеток, тротуарной плитки)
Агропромышленный комплекс
Распоряжением Управления Чкаловской областной конторы от 27 декабря 1929 года образован Сакмарский Укрупненный пункт Заготзерно по приему на хранение зерна и семенного материала от только что созданных колхозов.
В 1930 году начал строиться первый деревянный элеватор. Его открытие состоялось 1 мая 1933 года.
Инженер элеватора И.А.Васюков вспоминает, что в это же время начали строить дома для рабочих – были выделены деньги для постройки 3 домов. Но решили построить клуб. Чертежей не было. Размечал стройплощадку и руководил строительством сам Васюков. Потом, правда, получил от начальства разнос, но все обошлось.
Первыми директорами «Заготзерно» были:
Таранец И.А. – с 27 декабря 1929 г. – 15 ноября 1941 г.
Андриевский Ф.А. – с 15 ноября 1941г. – 16 июля 1943г.
Шорохов М. – с 16 июля 1943г – 11 января 1947 г.
Тисенко Г.Н. - с 11 января 1947г. – 2 октября 1951 г.
Кормаков М.А. – с 2 октября 1951г.- 21 октября 1959 г.
На основании приказа №1 Оренбургского областного управления хлебопродуктов от 2 января 1954г. Сакмарский Укрупненный пункт Заготзерно переименован в Сакмарское хлебоприемное предприятие.
Директора Сакмарского элеватора:
Кирпикина Мария Осиповна – с 9 ноября 1966г. – 15 июля 1968г.
Кирпикин Николай Иванович – 15 июля 1968г.- 9 июля 1970г.
Алексеев Василий Петрович – 30 октября 1970г. – 13 декабря 1978г.
Савинков Юрий Павлович – 13 декабря 1978г- 2 февраля 1981 г.
На основании приказа № 257 Оренбургского областного управления хлебопродуктов от 2 февраля 1975 года, Сакмарское хлебоприемное предприятие переименовано в Сакмарский элеватор.
В 1981 году вступил в строй новый элеватор мощностью в 172 тысячи тонн в дополнение к старому, построенному в 1929 г.
На основании распоряжения № 122-р от 05.04.1994г. комитета по управлению Госимуществом Оренбургской области, Сакмарский элеватор преобразован в акционерное общество открытого типа «Сакмарский элеватор». Генеральным директором назначен Шубин Юрий Владимирович с 02.02.1981г.
На основании распоряжения администрации Сакмарского района № 722-р от 23.12.1997 г. Читать, Открытое акционерное общество «Сакмарский элеватор». Руководит им Сало Александр Владимирович с 06.04.2001 г.
ОАО «Сакмарский элеватор» располагает мощностями в объеме 220 тысяч тонн. Элеватор оказывает услуги населению по хранению, сушке, подработке и отгрузке зерна своим клиентам. В ОАО «Сакмарский элеватор» входит в агропромышленное объединение «Ассоль». Мельничный комплекс «Ассоль-А» оснащен оборудованием, созданным на основе лучших мировых технологий мукомольной промышленности. Производительность комплекса 125 тонн зерна в сутки. Получаемая мука соответствует всем параметрам ГОСТов и пользуется спросом у потребителей. Расфасовка производится в тару по 50, 25 и 2 килограмма. Отходы мукомольного производства поступают в цех по производству кормосмесей.
В 2001 году с началом промышленно-аграрных интеграционных процессов в объединение влились четыре сельхозхозяйства.
Здравоохранение
Когда появился в поселке первый фельдшерский пункт установить не удалось.
Относился он к предприятию заготзерно (элеватор). Работала там З.Морозова.
В 1955 г. его приняла Батрашова Екатерина Семеновна. По ее воспоминаниям на обслуживании в то время было 320 жителей, 35 участников войны.
Дома были в основном на хуторах, далеко друг от друга. На вызовы ходила и днем и ночью. За лекарствами приходилось ездить в село Сакмару на велосипеде.
В 90-е годы медпункт перевели в бытовой корпус элеватора, там он сейчас и находится. Руководит им Мажарцева Валентина Петровна.
Поликлиника в поселке появилась в декабре 1985 года. Обслуживала она взрослое и детское население, в основном работников железнодорожного транспорта, транспортных строителей и членов их семей. Работало 22 сотрудника.
30 декабря 2011 г здание поликлиники, принадлежащее отделению дороги, было опечатано. Сотрудники и оборудование переведены в медпункт.
В 1988 году без изменения внутренних границ Сакмарского района образован Краснокоммунарский поселковый совет народных депутатов. В административное подчинение вошли станция Сакмарская, поселок Красный Коммунар, поселок строительно-монтажного поезда, элеватор. Первый поссовет располагался в здании казармы рядом со старым вокзалом. После пожара переехал в сельский дом культуры. Была пристройка сбоку дома культуры с отдельным входом. Помещение было маленькое и неприспособленное.
В 1994 году поссовет справил новоселье. Новое здание отвечало всем нормативам, было разделено на 2 части. Во второй его половине была открыта ветлечебница.
Население росло. Увеличивался состав сотрудников поссовета. Сейчас работают: глава, 2 сотрудника военно-учетного стола, 4 специалиста, бухгалтер, кассир, курьер, водитель.
Почтовая связь
Первым отделением связи (почтой) заведовала Эпишко Зинаида Ивановна. Год открытия неизвестен. Она же была почтальоном. Почта находилась в здании сельского клуба (старого) по ул. Луначарского. Здание не сохранилось. На этом месте сейчас жилой дом. Потом почтальоном работала Путинцева
И почта уже находилась в здании старой элеваторской конторы. Затем ее перевели в пристройку в Доме культуры. Долгое время руководила почтовым отделением Пархоменко Мария Александровна.
Сейчас отделение почтовой связи находится в здании домоуправления по ул. Краснокоммунарской,22.
Материал собран и обработан заведующей
Краснокоммунарской сельской библиотекой-филиалом
Ивановой Надеждой Александровной.